Компании: | 6 452 |
Товары и услуги: | 2 782 |
Статьи и публикации: | 260 |
Тендеры и вакансии: | 47 |
Масару Ибука - автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов». Именно его теория, гласившая «После трех уже поздно», несколько десятилетий назад потрясла мир. Автор отмечал, что «согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?».
Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
Масару Ибука на момент написания книги отнюдь не являлся дипломированным психологом или доктором наук в этой области. Это основатель одного крупного японского концерна. Он начал изучать раннее развитие, когда его новорожденному сыну поставили неутешительный диагноз, именуемый в народе «человек-растение». Это означало, что ребенок, став взрослым, не будет способен ни на что, кроме справления жизненно важных нужд (есть, пить, ходить в туалет). Но отец не хотел мириться с обстоятельствами, и досконально изучил всё, что касалось раннего развития. Сейчас его сын имеет семью, детей, хорошую работу и живет полноценной жизнью. А Масару Ибука по-прежнему остался основателем концерна Sony. |
Масару Ибука считает, что главное - это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это вовремя. «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка».
Книги по воспитанию детей условно делятся на два вида: обучающие и вдохновляющие. Первые дают в умелые руки конкретные авторские методики, вторые содержат ту информацию, которую, вроде бы, итак давно знаешь, но не мог сконцентрироваться. Как-то недосуг. Иногда вспоминаешь, что ребенка нужно развивать, но ведь дела. Накормить, спать уложить, сменить вовремя подгузник. Дела-дела, а развитие, оно же время отнимает, деньги… Кстати, развиваться с «Вундеркиндом» вам будет легко!
Книга Масару Ибука написана как раз для таких мамочек – усталых или наоборот, чересчур расслабившихся. Основная идея книги: обучать ребёнка нужно с первого дня жизни. Новорожденный ребёнок не знает ничего об этом мире, он как чистый лист, а его восприимчивость к переработке информации колоссальна. Он не различает, что такое «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», и видит мир таким, какой он есть на самом деле.
Период, когда связи между клетками мозга формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли». Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
С первого дня родители начинают внушать ребёнку свои представления о жизни. Масару Ибука предупреждает: родители склонны ограничивать своё чадо во всём, подавляя его творческие способности. Например, вы даёте ребёнку ложку, а он начинает возить ею по столу, ложка превращается в трамвайчик. Нетерпеливая мама обязательно крикнет: не играй с ложкой! Она знает, как правильно использовать ложку, но её ребёнок только что пытался применить творческое мышление, столь нужное для полноценного развития. Ещё двадцать окриков, и он поймёт, что своё творческое начало нужно подавлять, прятать его от близких людей. Пройдёт некоторое время, и эта же мама скажет: какой он у меня бездарь! Что же мне делать?
Мадам Монтессори, великий итальянский первооткрыватель раннего детского образования, в своей книге приводит пример поведения маленького ребенка. Мама дала своему полуторагодовалому ребенку цветные картинки разных животных и сцен охоты. Ребенок показал картинки мадам Монтессори и стал повторять на своем детском языке: «Машина, машина». Она никак не могла найти ничего похожего на машину и вопросительно сказала: «Здесь нет машины?» - «Вот она», - гордо показал малыш, тыкая пальчиком в картинку. Тогда она вгляделась внимательнее. На картинке были нарисованы собака, охотник, лошадь, и, наконец, на заднем плане она разглядела полоску, похожую на дорогу, и на ней точку. Мальчик ткнул пальцем в точку и сказал: «Машина». И действительно, это была крошечная машинка. Другими словами, восприятие маленького ребенка спонтанно и часто кажется взрослым произвольным, поэтому, обращаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятых мнений и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как его видят дети.
Более подробно о методиках Марии Монтессори читайте в отдельной статье
Масару Ибука приводит интересный пример: в школу к его японскому другу, преподающему детям музыку, приезжают английские семьи. Которые, естественно, не говорят по-японски. Первыми на чужом языке начинают общаться самые маленькие дети, потом – более старшие, а теми самыми бездарями выступают их родители. Взрослые люди прожили большую жизнь и успели себе внушить, что чужой язык им не нужен. Но дети этого не знают, они просто впитывают новую информацию.
Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Каждый второй абзац в тексте – это пример из жизни. Статистика, результаты научных исследований, реальные истории о детях из семей, чьи родители начали применять систему автора книги. Эта система проста: живём, обучая. Чем младше ребёнок, тем больше он способен усвоить.
Когда вы кладёте ребёнка в кроватку, не забудьте повесить на ее стенки рисунки в чёрно-белых тонах, чтобы он научился фокусировать взгляд. Когда вы идёте кормить своё дитя, дайте ему потрогать все предметы по пути. Масару Ибука подчёркивает, что его система обучения не призывает выращивать гениев. Он считает, что все дети рождаются одинаковыми, не бывает детей более гениальных и менее, такими же способностями наделены и умственно отсталые ребятишки (как сын самого Масару Ибука).
До трёх лет дети часто представлены самим себе, их балуют, забрасывают игрушками и развлечениями, таким образом, теряется драгоценное время, то самое, когда ребёнок способен впитывать тонны информации – легко, играючи. Всё, что мы пережили в этом возрасте, откладывается в дальнейшей жизни.
Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. «Мой сын такой же мрачный, как и его отец» или «моя дочь такая же небрежная, как и ее мать». Так часто жалуются родители, которые склонны считать, что достоинства их дети наследуют от них самих, а недостатки от другого родителя. Однако я надеюсь, что родители, которые дочитали мою книгу до этого места, уже осознали, что все хорошее и плохое в их детях - результат воспитания с самого рождения. Небольшое лирическое отступление: видео, предложенное вашему просмотру — социальная реклама, транслируемая в Австралии. Children See. Children Do. («Дети видят. Дети делают»).
|
Итак, ребёнка холили и лелеяли до двух-трёх лет, а потом вдруг навешали обязательств. Ты обязан ходить в детский сад, ты должен идти в школу. Если его жизнь до этого была вполне беззаботной, и процесс обучения не был запущен изначально, протест не заставит себя ждать.
Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо». Например, вы постоянно укоряете ребенка за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. Ребенок начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто доставляющее только страдания и соответственно как нечто плохое. Многие из нас с детства ненавидят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.
Что мы делаем: перестаём ограничивать ребёнка в его жажде исследований. Убираем горы игрушек, рассеивающие его внимание. Позволяем трогать «неправильные» предметы – играть с ящиками комода, ползать в шкафу, выкидывать книги, прячем только самые опасные вещи. Замечаем, к чему проявляется интерес – и начинаем активное обучение в этой сфере.
В книге не затрагиваются подробные схемы, чему именно и как нужно учить, даются только общие советы. Например, все мы знаем, что дети занимаются только тем, что интересно. Автор книги уточняет: у каждого ребёнка свой период возникновения интереса! Это важно. Как часто можно услышать от мам: предложила сыну книжку, а он её порвал, и потом с упоением распотрошил ещё десять. Значит ли это, что у неё родился не Толстой или Чехов, а безнадёжный Джек-Потрошитель? Нет, маме всего лишь не хватило терпения, ведь она знает, что книга – это правильный предмет для чтения, а её сын - нет. Дети умеют только копировать взрослые занятия, давно ли мама сама брала в руки книгу. А если её сын этого не видел, с какой стати он должен насупиться и задумчиво впитывать знания. Нужно подождать, почитать вместе, предлагать почаще. Возможно, на возникновение интереса уйдёт не день и не два.
Все игрушки «Вундеркинд» распределены соответственно возрасту, в котором с ними следует заниматься, и в котором занятия с ними будут наиболее эффективны.
Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься. Подражая, ребенок не просто обезьянничает - это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения. Помните «Маленького принца» Экзюпери?:)
Со многими утверждениями автора книги хочется поспорить. Например, он предполагает лишним навязывание детям особого взгляда на разницу полов. Когда родители с рождения одевают девочек в розовое, мальчиков в голубое, и дальше идут чисто психологические ограничения: ты – девочка, поэтому ты не должна быть как мальчик, и т.п. Вызывает недоумение и статья о наказаниях: Масару Ибука считает, что до года детей можно шлёпать, потому что они ещё не воспринимают наказание как оскорбление. Все эти моменты не портят общее впечатление от книги: позитив, заразительные идеи. Книга читается на одном дыхании, она очень живая, похожа на кинофильм. Однозначно рекомендуется для прочтения перед родами и в колясочный период. :)