Компании: | 6 450 |
Товары и услуги: | 2 782 |
Статьи и публикации: | 260 |
Тендеры и вакансии: | 47 |
Проверка контрагента – один из самых востребованных продуктов на рынке информационно-аналитических услуг.
Единого термина, обозначающего работу по проверке хозяйствующих субъектов, не существует и Компании, оказывающие подобные услуги используют различные определения. Часто встречаются такие названия как Проверка партнера, Проверка юридического лица, Проверка предпринимателя, Дью дилидженс (due diligence), Проверка надежности партнера, Проверка деловой репутации. Фактически во всех случаях речь идет об одной и той же работе, направленной на изучение хозяйствующего субъекта перед сотрудничеством с ним.
Проверку контрагента целесообразно проводить:
- Перед выбором компании для долгосрочного сотрудничества;
- Перед заключением контракта с новым партнером;
- Поставщику перед заключением контракта с отсрочкой платежа;
- Покупателю перед заключением контракта с предоплатой.
Одним из наиболее эффективных способов получения данных в отношении контрагента является применение критериев, которые использует Федеральная налоговая служба, при оценке недобросовестности поставщика (изложены в Приказе № ММ-3-2/467@ от 14.10.2008).
По мнению налоговых органов информации из уставных документов и выписки из ЕГРЮЛ для определения степени соответствия этим самым критериям явно недостаточно. ФНС предлагает оценить не только состав учредителей, размер уставного капитала или наличие соответствующих полномочий у руководства компании, но и получить о компании следующую информацию:
1. Репутация компании.
2. Факты наличия у нее производственных, торговых, складских помещений.
3. Факта нахождения по указанному адресу и достоверности контактной информации.
4. Наличие информации о ней в открытых источниках, наличие сайта и занимается ли компания его продвижением.
5. О нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений не только самой компании, но и уполномоченных лиц.
Как показывает практика, около трети всех проверяемых компаний по итогам изучения получают неудовлетворительную оценку. Так:
- Учредители каждой двадцатой компании являлись участниками юридических лиц, ликвидированных путем присоединения (такой способ реорганизации используется для уклонения от выполнения обязательств).
- Около 10% всех проверяемых компаний не имеют собственного офиса.
- Около 20% всех проверяемых компаний в течение последних двух лет являлись ответчиками в Арбитражном суде за неисполнение взятых обязательств.
- Около 40% компаний заявляют недостоверные сведения о своей деятельности.
В качестве примера наступления негативных ситуаций вследствие отсутствия у компании информации о своем контрагенте можно привести факты отказа налоговой инспекцией в возмещении НДС, если контрагент организации (и даже контрагент Вашего контрагента) имеет признаки неблагонадежности. Парадокс в том, что подобные данные являются коммерческой тайной и ни одна уважающая себя фирма-контрагент не предоставит в отношении себя, а также своих партнеров (поставщиков и покупателей) какой-либо негативной информации.
Государственные структуры никак не могут определить свои полномочия в данном вопросе и перекладывают ответственность друг на друга. Компаниям ничего не остается, кроме как самим всеми доступными методами доказывать налоговой инспекции, что Ваш контрагент или контрагент Вашего контрагента, или контрагент контрагента Вашего контрагента белые и пушистые.
Полномочия по проверке контрагентов в компании должны быть закреплены за юридической службой, или службой безопасности, которые смогут наиболее эффективно и результативно организовать данный процесс. Любая компания, серьезно занимающаяся своей коммерческой безопасностью, становится малоинтересной для недобросовестных поставщиков и мошенников. Однако квалифицированный персонал в данной сфере деятельности может позволить себе, только средний или крупный бизнес, а малый как всегда остается не у дел.